Лекции - Введение в кризисную психологию - файл 1.

Социокультурные модусы человеческого бытия Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе. Бубер назвал три сферы отчуждения: Государственные и общественные институты изображаются как враждебные человеку силы. Увеличилась пропасть между способностью людей к производству через научную технологию и способностью контролировать ее.

. Философская антропология

Частнонаучные исследования ограничены прикладными аспектами решения проблемы тревоги. Задачи диссертационного исследования 1. Выявить основания философских интерпретаций тревоги. Выявить онтологический статус феномена тревоги как имманентного человеческому бытию. Охарактеризовать основные социальные формы проявления тревоги. Объектом исследования является тревога как данность человеческого бытия.

Проблема страха как важного модуса социального бытия, организации ха сформировалась в ходе филогенеза человеческого рода и генетически мировался на основе инстинкта самосохранения, но постепенно приобрёл.

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые применил Серен Кьеркегор — — датский теолог, философ, писатель. Идейные истоки — учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Одно из самых популярных философских течений в середине в. Экзистенциализм — философия человеческого существования.

При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности: Механизмы социокультурной детерминации личности бывают рассмотрены в трех базовых аспектах: Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Фактически именно образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, а его целью является формирование не только крайне важного для той или иной культуры уровня знаний, но и соответствующей системы мировоззрения.

всю полноту «истинного бытия», полноту собственного, уникального бытия, основные модусы человеческого существования — забота, страх.

Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

Растущее внимание социально-философских исследований к феномену тревоги убеждает в том, что востребованы современный взгляд на проблему тревоги и поиск ее решений. Важным для преодоления в рамках социально-философского исследования аспектной ограниченности частнонаучного изучения проблемы тревоги становится выявление онтологического основания, интегрирующего различные аспекты исследования тревоги.

Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ

Большинство из нас знают больше о модусе обладания, чем о модусе бытия, так как в нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще. Однако нечто более важное затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом обладания, а именно сама природа различия между этими двумя способами существования. Обладание относится к вещам, а вещи стабильны и поддаются описанию. Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать. Полностью поддается описанию лишь наша — маска, которую носит каждый из нас,"я", которое мы представляем, — ибо эта есть вещь.

Напротив, живое человеческое существо — не некий мертвый, застывший образ и потому не может быть описано как вещь.

Страх есть один из основных феноменов человеческого существования, .. Так, страх, как модус находимости бытия, является способом понимания его .

Несомненно следует различать религиозную, теологическую и философскую веру. Если научная вера отличается смысловой строгостью, всеобщей значимостью и эмпирической достоверностью, то философская вера отличается субъективно-личностными, мировоззренческими установками, интуитивно-творческим потенциалом. С точки зрения К. Надежда—ожидание блага, осуществления желаемого. В античности сформировалась в некотором смысле негативное представление о надежде, вследствие того, что она воспринималась как добровольный самообман и иллюзия.

Стоики же считали, что обманчивая надежда ведет к отчаянию, главное — сохранить мужество в столкновении с любыми превратностями судьбы. Платон высказывал мысль, что у хороших и правильно мыслящих людей надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных — ложные и несбыточные. Эти представления способствовали формированию положительной ценностной трактовки надежды, как справедливой награды за добродетельную жизнь, что отразилось и в том, что надежду изображали на монетах, в Древнем Мире возводили в ранг культового почитания.

В христианской культуре основным содержанием надежды является упование на справедливый суд Христа и спасение, то есть мессианская надежда. Наряду с верой и милосердием надежда рассматривается как одна из основополагающих добродетелей, наряду с верой и милосердием. В моральной философии И. Канта добродетель нравственность и счастье составляют высшее благо. Совершенное же их единение и достижение счастья, соразмерного с добродетелью, недостижимо разумом и может быть лишь предметом надежды.

Значение слова экзистенциализм

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто смерть? Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Страх перед небытием заставляет искать смысл жизни. Осознавая конечность своего земного существования, и, задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта занимает центральное место во всей культуре человечества.

В методологическом отношении тема раскрывается на основе сочетания и сопоставления Барино - Страх как феномен человеческого бытия, c.

Экзистенциальные модусы существования человека Основные понятия: Истоки и смысл экзистенциализма. Экзистенциализм в качестве одного из ведущих направлений в философии ХХ века берет свои истоки в русской религиозной философии Н. Также в качестве идейных истоков экзистенциализма рассматривается философия датского мыслителя Серена Кьеркегора. Кьеркегор, критикуя Гегеля за растворение человеческой субъективности в истории мирового духа, говорит о необходимости познания субъективности как экзистенции в ее конкретности.

На жизненном пути человека Кьеркегор различает три стадии: Религиозная вера понимается Кьеркегором как парадоксальное, нелогичное переживание одновременно и неповторимости собственной экзистенции и безмерности Бога.

Социокультурные модусы человеческого бытия

Впервые термин применил Серей Кьеркегор - датский теолог, философ, писатель. Идейные истоки - учение С. Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Одно из самых популярных философских течений в середине в. Основные модусы проявления человеческого бытия - забота, страх, решимость, совесть. Человек видит экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях - в борьбе, в страданиях, в смерти.

феномены страх, ужас и тревога как модусы человеческого бытия Основные вехи зарождения и развития изучения проблематики.

Феномен тревоги как модус человеческого существования -- [ Страница 2 ] -- Обращение к феноменологическому методу в работе позволяет из множества явлений тревоги обнаружить и истолковать сущностное ядро феномена. Теоретико-методологическими ориентирами понимания социально-феноменологических характеристик тревоги послужили труды Г. В инструментарии исследования важное место занимают элементы герменевтической методологии, основные принципы которой заложены Ф. Дильтеем, и, в особенности, М.

Понимающие процедуры являются методологически необходимыми при исследовании многообразных интерпретаций феномена тревоги. Значимым методологическим дополнением послужили такие частнонаучные концепции, как социокультурная теория К. Хорни, теория первичной травмы О. Ранка, психоаналитическая диагностика Н.

Шпаргалка по философии

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Новосибирского технического университета. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент И. Вальдман Общая характеристика работы Актуальность исследования Проблема тревоги специфически отражается в присущей обыденному сознанию тенденции поиска способов не столько преодоления, сколько избавления от беспокойства. Феномен тревоги чаще рассматривается с позиций частнонаучных исследований человека в рамках биологии, психофизиологии, фармакологии и психиатрии, психологии, социологии.

Частнонаучные исследования, как правило, эмпирически раскрывают отдельные аспекты феномена тревоги как несамостоятельного состояния, но в большинстве своем не предлагают системной комплексной характеристики феномена тревоги и ее экстра-биологической социальной специфики. Исследование феномена тревоги ввиду его сложности и многоаспектности требует интеграции эмпирического и теоретического знания, что возможно на основании социально-философского подхода к проблеме.

К. Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается в Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческой Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная . экзистенциальное общение"Я" с"Ты" и образование на этой основе"мы".

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь,"человеческое существование" и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т. Энциклопедический словарь, г. Идейные истоки - учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм К. Бубер и атеистический М.

Центральное понятие - экзистенция человеческое существование ; основные модусы проявления человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях борьба, страдание, смерть. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

Модусы человеческого существования

Беспрерывное, длительное развитие человеческого общества Важнейшими формами бытия человека выступают труд, мышление, речь, нравственность, воля, предметно-практическая деятельность, практика социального созидания, политическая деятельность, самосозидание. Одним из модусов человеческого существования является отчуждение. Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, созданное человеком так или иначе противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искаженном сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе.

анализу человека, в основе которого лежит исследование экзистенции как уни- ка», «модус человеческого существования», «модус бытия индивидо А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх.

При этом мера индивидуальности напрямую зависит от ее универсальности: Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности, функциональные — описывают основные формы жизнедеятельности человека, а телеологические — его исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования.

Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями. Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда ребенок осваивает язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль здесь играет семья как исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения.

Модусы человеческого бытия

Ролло Мэй В модусе бытия человек открыт тому, с чем сталкивает его мгновение. В своём бытии человек конфронтирует со всеми его свойствами, включая собственную конечность. Для этого требуется нередко идти против внешнего мира, преодолевая препятствия, изменяя то, что ему по силам. То есть в бытии от человека требуется активность. Однако Эрих Фромм предупреждает, что речь не идёт об акционизме. В бытии наиболее важна внутренняя активность:

Э. выражают модусы бытия мира неразрывной связи с бытием человеч . либо наиболее общие определения бытия (Аристотель), либо основные являются “бытие-в-мире”, “бытие-с-другими”, “бытие-к-смерти”, “страх”, что то же самое, модусы человеческого существования слиянности с.

Основные модусы человеческого бытия 3. Феномены тела и телесности человека Понимание человека как единства тела, души и духа позволяет выделить такие три основные проекции его существования, как материально-природную, экзистенциально-личностную и социокультурную. Материально-природная проекция фокусируется во многом в опыте тела, которое выступает как продукт эволюции, подчинено общим законам жизни и ориентировано на удовлетворение естественных потребностей.

Современная наука накопила огромный материал, подтверждающие несомненную значимость биологических факторов в человеческой судьбе. Наиболее впечатляющими здесь выглядят открытия в области генетики, свидетельствующие о том, что около 40 процентов своих качеств человек приобретает посредством генетического наследования. Особенности конституции и темперамента, спектр психических задатков и способностей, склонность к тем или иным заболеваниям, — составляют перечень лишь основных, но достаточно существенных для личности характеристик, предзаданных природой.

Вместе с тем редукция человека исключительно к природно-генетическим факторам не представляется правомерной.

What is Consciousness? What is Its Purpose?